В советское время мелиорация считалась "делом всенародным«.В 90-е годы отрасль пережила глубокий кризис. Несколько лет назад начался долгожданный ренессанс. Аграрии вспомнили о том, что в советское время орошаемые земли, которые занимали всего 5 процентов площади области, приносили 20 процентов прибыли. Региональные и федеральные власти запустили специальные программы и начали выделять финансирование на восстановление мелиоративной инфраструктуры. Но достаточно ли этого, чтобы отрасль заработала в полную силу? Что нужно, чтоб вернуть былую мощь? Своей видение ситуации представил 1-й заместитель директора ФГБУ «Управления» Ростовмелиоводхоз" Владимир Назаренко.
— В 80-е годы прошлого века воду в Ростовской области подавали более чем на 450.0 тыс. га сельхозугодий. Сейчас потенциально орошаемыми считается всего 229,0 тыс. га. Но в план полива на этот год включено всего 130.0 тыс.га. Фактически, задействовано четверть былого потенциала. Причем площадь орошаемых земель уменьшилась даже по сравнению с прошлым годом.
— Неужели принятие федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России до 2020 года» ничем не помогло?
— Эта программа направлена на восстановление мелиоративной инфраструктуры, а в этом году проблемы возникли у потребителей воды- сельскохозяйственных компаний.
Они платят не за воду, а за услуги по ее транспортировке. Львиная доля затрат приходится на оплату электроэнергии, используемую насосными станциями. недавно произошел скачок цен, и теперь для работы внутрихозяйственных насосных станций нужны астрономические суммы. Выращивание культур на орошение становится просто нерентабельным. Так, в этом году с нами не смогли заключить договоры два постоянных водопотребителя — рисоводческие хозяйства ОАО «Южный» и ООО «Белозерное» из Сальского района. Чтобы получит урожай, одному хозяйству пришлось бы заплатить за электричество более 10 млн, другому более 5 млн рублей.
— Но ведь областной бюджет компенсирует аграриям затрат на подачу воды. Неужели субсидии не помогают преодолеть трудности?
— На первый взгляд все выглядит неплохо. Хозяйствам, производящим рис на площадях с машинным водоподъемом, возвращают 50 процентов от реальных затрат на доставку воды. Тем , кто выращивает фрукты, овощи, корнеплоды возвратят 30 процентов. Это немало. Но по расчётам производителей риса, с учётом новых цен на электричество ,их продукция начнет приносить прибыль, если субсидии делают выращивание риса-рентабельным.
— Насколько реально, что это произойдет?
— Это была бы реальная помощь, но этот вопрос требует решения. Над ним работает Минсельхозпрод области и наше учреждения совместно с товаропроизводителями.
— Может ли мелиорации помочь что-то, кроме увеличения финансирования?
— Если будет развиваться экономика области, будет развиваться и наша отрасль. И это поможет больше, чем прямые дотации, потому что прогресс будет долгосрочным и стабильным.
Огромный толчок мелиорации даст появление в пищевой промышленности большого числа перерабатывающих предприятий. Тогда производить овощи и фрукты станет более выгодно, а это значит, что у нас появятся новые водопотребители. Если обороты начнет набирать животноводство, это тоже даст стимул мелиорации. Ведь скот кормят культурами, которые нужно регулярно поливать- многолетние травы, кормовые корнеплоды и др.
Перспективной для орошаемого земледелия культурой сейчас считается кукуруза, которую выращивают на зерно. Из него делают муку, хлопья, патоку. Зерновую кукурузу выращивает, в частности, ООО «Маныч Агро» Багаевского района. Оно много сделало для восстановления мелиоративной инфраструктуры на своих полях. За последние два года там ввели в оборот более 1.5 тысяч га орошаемых земель. Успехи есть и у других предприятий, особенно в Мартыновском и Веселовском районе. Наше учреждение также направляет прибыль. полученную от внебюджетной деятельности, на техническое перевооружение оросительной сети.
— Государство за состояние мелиоративной инфраструктуры на территории хозяйств не отвечает?
— Ее должны поддерживать в хорошем состоянии собственники. К сожалению, этого не делали в полном объеме. Но сейчас ответственные производители получают поддержку на техническое перевооружение оросительных систем как из федерального бюджета, так и из регионального. Это существенно влияет на восстановление и развитие оросительных систем.
— А как финансируется реконструкция более крупных объектов, магистральных каналов, насосных станций, например?
— Средства выделяются, в основном, из федерального бюджета. Так, в течении пяти лет мы ежегодно получаем из федерального бюджета от 10 до 15 млн рублей на выполнение противопаводковых мероприятий, реконструируем канал, ГТС. Чтобы, говоря простым языком, они не фильтровали. Фильтрация ведет к подъему уровня грунтовых вод и подтоплению населенных пунктов, а также сельскохозяйственных угодий. Чтобы этого не произошло , за 5 лет мы произвели расчистку каналов протяженностью 54.9 км на сумму 38.7 млн. рублей. Работы велись на Большовской и Нижнее-Донском магистральных каналах.
По ФЦП «Развитие мелиорации до 2020» года в области будут полностью реконструированы 5 объектов: Донской и Пролетарский магистральные каналы, Нижне-Маныческая и Азовская оросительные систмеы. Везде работа уже начата. Интенсивнее всего она идет на Донском магистральном канале. Освоено 1448 млн рублей, реконструировано 29 км канала. В общем, все , что зависит от нас, мы делаем. Но только интенсивное, многопрофильное развитие агробизнеса позволит мелиорации на Дону развернуться в полную силу.
Марина ОЛЕЙНИКОВА
29.09.2014